На протяжении многих лет диагноз подростковая депрессия почти не ставился. Вначале она рассматривалась как случайность физического созревания, потом ее классифицировали исходя из проявлений, чрезвычайно зависимых от возраста; о ней говорили как о «депрессивных эквивалентах» с расплывчатыми симптомами: противостояние с родителями, совершение правонарушений и так далее.
В настоящее время исследователи твердо убеждены, что основа депрессивных симптомов одинакова у взрослых и детей: грусть, апатия, нарушения общего психического и интеллектуального развития, «черные» мысли, бессонница.
Депрессия затрагивает от одного процента детей до пяти – подростков, что составляет значительную долю в общей массе заболеваний. Эти цифры еще более волнуют, когда становится известным, что попытки суицидов представляют собой одно из осложнений, вызываемых депрессией.
В противоположность картине, наблюдаемой у взрослых, в доподростковом возрасте частота возникновения депрессии одинакова у мальчиков и девочек. Но с началом полового созревания отмечается, как и у взрослых, соотношения 2:1 в пользу представительниц женского пола. В последнее время такая тенденция объясняется психосоциальной составляющей: девочки-подростки, по сравнению со сверстниками имеют снижение показателей по самоуважению и негативным оценкам своего тела.
Депрессия может лежать в основе от сорока до семидесяти процентов случаев возникновения разных нарушений: страха перед разлукой, приступов паники, школьной фобии, трудности в обучении.
Нарушения в поведении возникают, как правило, перед депрессией. Опасное поведение, особенно употребление алкоголя или психоактивных препаратов, является нарушением, вытекающими из депрессивного состояния подростка.
Взрослым надо быть внимательными, чтобы распознавать в произнесенных вслух замечаниях ребенка патологическую грусть и симптомы депрессии. Так, фразы типа «Мне плевать» подразумевают потерю интереса к окружающему, в том числе и к себе как к личности. Появление мыслей о смерти и суициде может свидетельствовать предложение «Меня никто не любит» или подобное ему. Слова о том, что ему трудно, что он ничего не понимает и не помнит, выдают у ребенка нарушения функций внимания, концентрации памяти и запоминания.
Именно изменения в поведении ребенка должны привлекать внимания родителей и учителей в плане преодоления возникающих в школе трудностях. Ребенок, имеющий сложности при концентрации внимания, реагирует уклонением или отказом от работы. Это приводит к неудачам в учебе. Иногда подросток может проявить свою депрессию неожиданным образом: стать раздражительным, возбужденным, тратить много сил на никчемное занятие. В другое время он замыкается в себе. Часто у него меняется аппетит. У ребенка преобладает слабый аппетит, а у подростка – возросший, даже булимия. Отмечается беспокойный сон, отказ от него.
Итак, от противостояния в поведении до обесценивания себя, с добавлением резкой критики родителей, формируется порочный круг, где углубляется депрессия, о начале которой еще никто не подозревает.