У вашего ребенка могут быть два моторных расстройства, основанных на сенсорике: постуральные расстройства и диспраксия. У детей с постуральными расстройствами часто обнаруживают такие проявления:
• трудности с координацией обеих сторон тела, когда это нужно для езды на велосипеде, прыжков и спортивных игр;
• трудности с поддержанием равновесия при неподвижном стоянии (игра в "замерзание" для таких детей очень сложная);
• недостаточное владение движениями глазных яблок, что нарушает глубокую перцепцию и те навыки, которые требуют перехода по срединной линии, например, способность получить что-то рукой с противоположной стороны тела.
Дети с диспраксией испытывают трудности при инициировании, планировании и выполнении новых моторных навыков. Таким детям особенно трудно сформировать цель или идею деятельности.
У детей с диспраксией часто проявляются следующие признаки:
• они застенчивы, неуклюжи, подвержены "приключениям", что часто вызывает низкую самооценку;
• мышцы у таких детей слабые, они быстро устают;
• они несовершенно обладают большими и мелкими моторными навыками и имеют слабую координацию движений глазных яблок;
• им трудно делать вместе или попеременно движения руками и ногами во время игры;
• им трудно дается письмо, рисование и задачи, требующие визуального воспроизведения, что они могут компенсировать умелостью в устной речи;
• они не любят спорта и отдают предпочтение таким играм со сверстниками, которые не предусматривают соревнования. В играх они обычно выбирают роль "инструктора" или "судьи", что позволяет избегать активного участия в деятельности;
• они могут пытаться скрыть свои трудности, беря на себя роль "классного клоуна" или избегая новых видов деятельности.
Ребенок с моторным расстройством, основанным на сенсорике, может сосредоточить всю свою энергию на поддержание положения тела, которое отнимает у него энергию, необходимую для того, чтобы закончить есть. Ребенку трудно пользоваться ложкой и вилкой, поэтому он может пытаться есть руками. У него могут возникать трудности с координацией тонких движений, необходимых для соблюдения рецептуры приготовления блюда (например, добавить специи в блюдо, намазать хлеб маслом и положить на него кусочки сыра и т.д.), и выполнением движений в определенном направлении, например, ребенку сложно взять корзинку с булочками и передать его брату.
11598