Основополагающим принципом тибетской медицины является принцип материалистического единства внешней среды и организма. Считается, что живой организм и его окружающая среда состоят из четырех первоэлементов материи - огня, воды, земли и воздуха. Эти материальные стихии в живом организме обеспечивают функциифизиологических регулирующих систем: «рлунг» - ветер, «мкхрис» - желчь, «бадкан» - слизь, которые определяются как нейрогуморальные механизмы.
Согласно тибетской медицине человеческое тело состоит из семи элементов:
- плазма - питательная жидкость
- кровь - жизненная сила
- мышцы - «одежда» для костей
- жировая ткань - смазывающая субстанция
- кости и хрящи - помогают стоять и ходить
- костный мозг
- нервы - питание нервной ткани
- сперма/яйцеклетки - репродукция
Последовательность, в которой перечислены, элементы соответствует последовательности их формирования в теле. Каждый последующий элемент появляется в процессе метаболического очищения предыдущего.
Следующие элементы в тибетской медицине - это субстанции, которые тело обычно удаляет из себя в процессе формирования и поддержания выше перечисленных семи элементов: кал - удаляет токсины в твердой форме через толстую кишку; моча - удаляет токсины в жидкой форме через почки; пот - удаляет токсины через поры в коже.
Считается, что физическое здоровье определяется балансом трех основных систем в организме: ветра, желчи и слизи. Самым распространенным и эффективным методом диагностики является пульсодиагностика и анализ мочи. Считается, что слушать пульс больного лучше на заре, после ночного сна.
Однако не следует думать, что диагноз определяется только лишь по частоте и силе пульса. Во время приема, врач внимательно осматривает пациента, получая полную информацию о состоянии его здоровья, по общему тонусу, состоянию кожи, глаз, языка и другим признакам. Как правило, эффективность лечения зависит от врача и его опыта.
Лекарства в тибетской медицине
В тибетской медицине, для лечения и профилактики, широко используются лекарства животного и растительного происхождения, практикуются воздействия на организм с помощью массажа, иглоукалывания, беседы с пациентом, так же известны случаи применения шаманских практик.
Таким образом, в традиционной системе тибетской медицины все основные принципы и положения о микро- и макромире иерархически связаны с многовековым опытом, знаниями об организации живых систем, которые являются, предвосхищением хронобиологии, хрономедицины и хронофармакологии.
Изучение источников тибетской медицины, в частности «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо», показало, что тибетская традиционная система медицины имеет целостную многоуровневую иерархическую структуру со специфическими блоками теоретических концепций, диагностики, методов и средств лечения.