Всем профессиональным водителям, которые заняты в сфере перевозок пассажиров или постоянно перемещают на транспортном средстве опасные грузы, необходимо проходить регулярные послерейсовые осмотры.
В текущем году был принят законопроект, который определил порядок проведения медицинского освидетельствования для всех участников дорожного движения, находящихся за рулем транспортных средств. В основном, изменения коснулись профессиональных водителей, которым теперь необходимо очень внимательно следить за собственным здоровьем и самочувствием. Ведь, если при проверке будет выявлено любое из представленных в законопроекте заболеваний, дальнейшее движение запрещается.
Перечень заболеваний, при которых дальнейшее управление транспортным средством запрещается
Общий список подразделяется по категориям транспортных средств с увеличением списка в алфавитном порядке. То есть наиболее мягкие условия предусмотрены для мотоциклистов, а для водителей грузовиков и автобусов они жестче всех. Общее количество заболеваний довольно велико, поэтому мы остановимся лишь на основных разделах.
- 1. Проблемы со зрением самого различного характера. Это может касаться снижения зоркости, близорукости и дальнозоркости. Также в обязательном порядке человек должен различать цвета. По крайней мере, несущие информацию для участников дорожного движения – то есть красный и зеленый. Хроническое слезотечение или воспаления слезного мешка также, по мнению специалистов, разрабатывающих законопроект, могут быть причиной повышенной опасности. Полное отсутствие зрения на любом глазу, равно как и косоглазие, тоже включены в «черный» список.
- 2. Отсутствие верхних конечностей. В качестве исключения могут привлекаться к работе инвалиды, имеющие только одну ногу с определенным допуском.
- 3. Болезни вестибулярного аппарата, а также все заболевания результатом которых могут быть внезапные головокружения или боли.
- 4. Также особое внимание уделяется повышенному давлению. Гипертоникам со стажем, имеющим официально подтвержденную степень болезни, не разрешается управлять транспортными средствами.
- 5. Заболевания, при которых движение конечностями могут вызывать болезненные ощущения, причем необязательно постоянные – проблемы могут носить стихийный характер.
- 6. Укорачивание конечностей – правда есть определенные допуски, касающиеся максимальной разницы. Предельные отклонения не должны превышать шести сантиметров.
- 7. Наличие практически любого психического заболевания. Здесь ограничения введены довольно жесткие, так как ответственность в случае ДТП будут нести профессионалы, выдавшие разрешение.
- 8. Нарушения и пороки, связанные с деятельностью сердца.
- 9. Всем кто страдает алкогольной, наркологической или токсикологической зависимостью сначала придется получить официальное заключение о том, что проблема полностью решена, и только после этого пытаться пройти медосмотр в качестве водителя транспортного средства.
- 10. Ограничения слуха с определенными допусками.
- 11. Дополнительно для категорий Б, С, Д, Е и транспортных средств специального назначения введены ограничения на предельные значения снижения остроты зрения.
- 12. Для всех, кто имеет проблемы с ЖКТ, также возможны ограничения. Но при отсутствии обострений и регулярном переосвидетельствовании водитель может быть допущен к управлению транспортным средством.
Порядок проведения послерейсового медицинского осмотра
С целью проведения регулярных медицинских осмотров водителей, в чьи функциональные обязанности входит перевозка пассажиров или опасных грузов на предприятиях создаются медицинские комиссии, состоящие из специалистов, имеющих соответствующую специализацию.
Все расходы на оплату труда медицинского персонала берет на себя предприятие работодатель. При этом водители могут не соглашаться с результатами диагностики и обращаться в любые другие медицинского учреждения с целью опровержения диагноза и получения разрешений на работу по своей специализации. Проведение послерейсового медицинского осмотра в целом не отличается от процедур, которые работники в обязательном порядке проходят перед выходом на смену. Особое внимание уделяется наличию в крови водителя спиртных и наркотических веществ. При этом для всех заболеваний, по которым у конкретного человека имеется допуск, проводится дополнительный осмотр, если это возможно технически. В иных ситуациях пациент просто опрашивается и самостоятельно говорит о собственных ощущениях. Также проводятся замеры артериального давления, осматриваются кожные покровы, измеряется температура.
Действия по факту выявления заболеваний или состояния, в котором запрещается вождение транспортных средств
В ситуации, когда, остановив транспортное средство, сотрудник ГИБДД заподозрит водителя в состоянии алкогольного и наркотического опьянения или наличии запрещенного заболевания, он имеет право на инициацию процедуры медицинского освидетельствования. При этом отказ от прохождения подобных мероприятий не поможет водителю.
В ситуации, когда подозрения сотрудника полиции будут обоснованными, права у виновного изымаются, медицинское заключение, разрешающее управлять транспортным средством, считается приостановленным. Если же через некоторое время человек опять будет уличен в нарушении законодательства, то его заключение считается недействительным. Повторно сдать все необходимые анализы и пройти комиссию можно будет только после того, как срок лишения прав истечет.
Ответственность медицинских работников за достоверность результатов проведения диагностики
В новом законодательстве предусмотрены административные штрафы как для самого специалиста, поставившего неверный диагноз, так и для учреждения, под эгидой которого было выписано неверное заключение.
Так, для врача штрафные санкции стартуют с тысячи рублей и могут быть увеличены в полтора раза в случае повторных нарушений закона. При этом должностные лица будут наказываться в двойном размере. Предприятие и организация будет терять материальные ценности в большем объеме. Штраф с юридических лиц в минимальном размере составляет тридцать тысяч рублей. Если же нарушения выявлены серьезные, то здесь возможна потеря пятидесяти тысяч. В особо тяжелых случаях возможен отзыв лицензии. А для любого медицинского учреждения это фактически означает полное прекращение всех видов деятельности и банкротство.